«С СОБАКОЙ НУЖНО ВМЕСТЕ ДЫШАТЬ »
Григорий Манёв.
Интервью известного журналиста и кинолога, ведущего программы «Планета Собак» Григория Манёва.
Журналист– Григорий! Расскажите, как Вы пришли в мир собак? В детстве у Вас были питомцы?
Григорий – Первая собака появилась, когда мне было 7 лет. О четвероногом друге я мечтал, наверное, с самого рождения и после прочтения первой книжки о животных – «Пограничный пес Алый» – сразу заявил маме, что обязательно буду служить на границе с собакой. Позже эта мечта осуществилась. А первой моей собакой стал метис. Это была замечательная зверюшка, сделавшая меня невероятно счастливым. Она появилась, как только мы переехали в отдельную квартиру, но, к сожалению, прожила недолго. Наш дом находился в развеселом московском районе Марьина Роща с его непростыми традициями, и я начал влипать в разные истории. Признаюсь, в школе слыл хулиганом: ни одно происшествие не обходилось без моего участия. Если окно разбито – это Манёв, драка – Манёв. Так что родители абсолютно правильно сделали, когда вместо нравоучительных бесед просто купили мне собаку... И это все изменило. Я тотчас с головой окунулся в собачий мир. В 13 лет пришел на учебно-дрессировочную площадку «7 небо» и, на свою удачу, попал к старшему тренеру Сергею Борисовичу Абрамову - замечательному человеку, с которым мы дружим и по сей день. Сейчас мой тренер уже в солидном возрасте, но каждый раз, общаясь с ним, я удивляюсь, насколько тонко он чувствует собак, какой это высококлассный специалист и прекрасный человек. В 17 лет я стал чемпионом Москвы по ОКД и ЗКС, затем меня призвали в армию, где я был инструктором по служебному собаководству в пограничных войсках на советско-китайской границе. После армии работал на таможне в отделе по борьбе с наркотиками и в антитеррористическом подразделении... А потом пришел в журналистику.
Я верю, что в нашей жизни ничто не происходит просто так. Мой прадед, обычный рабочий из Екатеринодара, был на удивление цельным человеком. Все у него было благополучно: и большой дом, и большая семья – жена, дети, но в городе его звали Вася-дурачок, потому что он очень любил собак. Около его дома всегда дежурила большая стая, к тому же собаки сопровождали его всюду, куда бы он ни пошел. Не имея специального образования, он еще и очень успешно лечил их. И вот однажды владелец завода, на котором работал мой прадед, позвал его к серьезно заболевшим щенкам своего немецкого дога. Врачи только разводили руками не в силах исцелить щенков от недуга. И вот тогда хозяину предприятия подсказали, что есть на заводе человек, который говорит с собаками на одном языке. Ходила молва, будто прадед просидел со щенками несколько недель, поил их какими-то отварами и постоянно разговаривал с ними. И все малыши поправились, а владелец завода сказал: «Можешь попросить у меня все, что захочешь!» Это был прекрасный шанс получить много денег, но прадед попросил отдать ему одного из щенков. Эта собака прожила у него долгую и счастливую жизнь. Прошло много лет, мне было около года, я только начал ходить. Бабушка повела меня гулять. На улице я увидел большую собаку, подбежал и обнял ее. Собака, к удивлению хозяйки, начала меня облизывать, а бабушка перекрестилась и сказала: «Дед Вася воскрес!»
Ж– Новые выпуски Вашей передачи «Планета собак» непохожи на первые. С чем связано изменение концепции?
Г– Любое творческое дело, как живой организм, растет и меняется, прогрессирует и учится, а иногда и хулиганит. Где-то заставляет тебя задуматься. Мы начинали делать эту программу с моими друзьями режиссером и продюсером Сашей Коняшовым и оператором Алексеем Родионовым. Но жизнь – это движение. Поэтому программа жива и интересна, пока она меняется. Появляются новые находки. Ведь мы говорим со зрителем не только о животных, но и о людях, показы¬вая их через призму собак, рассказываем о городах, странах и регионах, об истории народов, их культуре и здоровье наций, которое можно определить по тому, как граждане той или иной страны относятся к детям, старикам и животным. Моя цель – не только показать людям собак, но и донести до них то, каким должен быть человек. Ибо только тот, кто добр к собакам, да и к животным вообще, – настоящий Человек. Только он имеет право носить это высокое звание. Кроме того, собаки объединяют людей независимо от национальности и политики. Сейчас мы находимся на Чемпионате мира в Москве. Здесь можно встретить участников из Украины, США, Франции и других стран. Все прекрасно общаются, не обращая внимания на всевозможные негативные высказывания о России и попытки разъединить нас. И это самое главное. Гости из других стран приехали к нам как своим единоверцам – к тем, кто верит в то же, во что и они.
Ж– Как Вы готовитесь к выпускам, как выбираете страны и породы?
Г– По-разному. Сначала было интересно делать программы о редких, экзотических для нас породах. Конечно, к каждой программе я готовлюсь отдельно, ведь нужно собрать интересную информацию не только о породе, которой посвящен выпуск, но и о стране, народе, городе, где по сценарию будет разворачиваться сюжет. Меня всегда интересует не только происхождение той или иной породы, но и связанные с ней истории, легенды и народные предания. Немаловажным является и место собак в истории и культуре страны, ведь, неизменно находясь рядом с человеком, они играют в ней важную роль. Для меня большое счастье, когда удается разыскать и донести до зрителя какие-то необычные, интересные истории, иной раз вызывающие подлинное восхищение. Случается, что уже во время съемок находятся люди, готовые рассказать о породе неизвестные широкой аудитории подробности. Конечно, всю информацию приходится проверять. Но если это сделать невозможно, я преподношу ее как байку – своего рода ни к чему не обязывающее повествование: может, было, может, не было. Но, как говорится, в каждой сказке лишь доля вымысла, остальное – правда.
Я очень благодарен людям, которые мне помогают. Это Константин Германович Карапетьянц – мой давний друг и в прошлом соперник на соревнованиях по дрессировке, что никоим образом не отражалось на наших отношениях. Он и сейчас помогает мне в сборе информации, и я всегда обращаюсь к нему как к эксперту. Екатерина Сенашенко – эксперт-оллраундер. Когда мы познакомились, я никак не мог поверить, что человек способен в деталях знать все 487 пород. Оказалось, способен, и это, разумеется, вызывает восхищение. И таких помощников очень много.
Мне важно, чтобы программы были интересны тем, кто любит собак, чтобы люди начинали размышлять над своим отношением к животным. Если благодаря нашей программе хотя бы один ребенок из тысячи, прежде чем бросить камень в собаку или кошку, задумается и не сделает этого, значит, мы не просто так живем, не просто так работаем.
Ж– Сейчас у Вас есть собака?
Г– Нет, сейчас нет. Я овчарист. Моей первой собакой был метис, первой рабочей собакой – восточноевропейская овчарка, дальше были «немцы». Еще у меня жила дворняжка, подобранная на улице 31 декабря. Я очень тепло отношусь к беспородным собакам и глубоко уважаю людей, которые занимаются благотворительной деятельностью, связанной с приютами. У меня есть такие друзья. Я бы хотел упомянуть человека, который содержит собственный частный приют, тратя на него львиную долю своих личных заработанных средств. Его зовут Игорь Молоков. Такое не может не восхищать, потому что это Человек с большой буквы. Но я овчарист, и у меня есть единственный эталон собаки – немецкая овчарка. Очень надеюсь в скором времени взять наконец щенка, по крайней мере я уже нашел ту линию, которая мне нужна. И, конечно, это будет рабочий класс. Я уже устал жить без собаки. Но так как много времени приходится проводить в командировках, было бы безответственно завести собаку, а затем оставлять ее на чужих людей и пропустить все самое интересное. Мало жить рядом с собакой, с ней нужно вместе дышать. Чтобы сердца бились в унисон. Только тогда ты можешь считать себя полноправным хозяином. Известная цитата: «Мы в ответе за тех, кого приручили» – кажется избитой, но это чистая правда. К сожалению, многие люди, заводя собаку, думают, что достаточно только кормить ее и выгуливать, ну, может, еще чесать за ухом и иногда разрешать залезать на диван. Это глубочайшее заблуждение. С собакой, независимо от ее породы, нужно прежде всего общаться, вместе проводить время. Понятие «дрессировка» слишком узкое. Когда ты занимаешься с собакой, обучаешь ее, она начинает обучать тебя. Следует забыть о своем величии человека – царя природы и работать с собакой на равных, тогда она будет уважать вас по-настоящему. Я настаиваю на том, что собаку любой породы нужно обучить хотя бы курсу послушания.
Ж– Что бы Вы хотели пожелать владельцам собак и тем, кто только собирается завести четвероногого друга?
Г– Отвечая на ваш вопрос, начну немного издалека. В прошлом году мне довелось пройти самую протяженную гонку на собачьих упряжках – «Берингию» на Камчатке. Сразу оговорюсь: я шел вне конкурса, вне зачета, но все равно это было очень серьезное испытание, поскольку гонка длилась три недели. После этого я вообще стал несколько иначе относиться к собакам, в особенности к ездовым. Хотелось бы пожелать читателям максимально ответственно и дальновидно подходить к выбору питомца и, прежде чем заводить ту или иную породу, хорошенько познакомиться с ней как в теории, так и на практике. И ни в коем случае нельзя выбирать породу только по картинке. Мне очень понравились ездовые собаки, но я понимаю, что не располагаю достаточным количеством времени и сил, чтобы воспитывать их и жить с ними. И еще, мы чаще всего хотим завести собаку какой-то определенной породы. Но не стоит забывать, что есть много беспородных, но не менее замечательных собак. Они находятся в приютах и очень ждут своего хозяина. Как говорят англичане: «Не в каждом доме должна быть собака, но у каждой собаки должен быть дом». Я хочу пожелать, чтобы люди не забывали о таких собаках и дарили им свою любовь.
Источник - журнал "Друг"